Одна из сложностей с монументальным искусством, это разделение его на скульптуру и архитектуру. Проще говоря чем их считать? Архитектурой, скульптурой (просто очень большой), или еще чем-то.
На самом деле это и один из самых интересных моментов. Где-то есть ярко выраженные признаки архитектурных решений, Где-то это чисто скульптурная композиция. Вообще это все больше в области терминологического дискурса, потому что по факту это не так важно. Например, архитектурная составляющая есть практически всегда. Например, банальный водоотвод, или постамент под монументом. Да и практически в каждой работе есть архитектор в соавторах.
Памятник Корчанице — это самый архитектурный проект, из тех, что я смог увидеть. Тут есть 2 выраженных этажа, которые соединяет лестница, много коммуникаций внутри, электричество например. Тем не менее это очень цельный объем, скульптурный.
Интересно, как организована навигация по комплексу. Ты воспринимаешь ее интуитивно. Все пространство организовано по спирали. Ты просто не можешь двигаться прямо, все закручивается и подводит тебя к центру объекта. В центре круглые формы создают максимальную точку напряжения, а сферические детали самого объекта усиливают это впечатление. На первом этаже что-то вроде круглой ротонды с бассейном в центре. Все так же круглое и по центру. Выходом из монумента является огромный пруд, который огибает комплекс и продолжает это спиралевидное движение.
Не уверен, что у меня получилось точно описать концепцию, но это настолько четко ощущается на месте, что ошибиться просто не возможно.
Отдельно нужно сказать про среду вокруг. Монумент находится высоко в горах, в густом лесу и к сожалению тотально заброшен. Но в чем-то это даже пошло ему на пользу (если можно так сказать). Комплекс просто сросся со средой. Бетон покрывает мох, точно так же как на валунах вокруг. Дорога к комплексу заросла, он просто в какой-то момент возникает посреди леса. Впечатления просто непередаваемые.