Это работа знаменитого дизайнера и архитектора Богдана Богдановича и одна из самых необычных из всех Спомников.
Ориентиром для большинства спомеников был западный модернизм, стиль воспевающий превосходство формы над содержанием, функции над украшением. Это стиль беспредметный, абстрактный, отменяющий все декоративные элементы.
«Мавзолей Борьбы и Победы в Чачаке» напротив, выглядит как античный, языческий храм. С огромным количеством украшений, деталей и образов.
Возможно все дело в дате постройки. Богданович начал работу над монументом в 1974, а это уже поздний модернизм и расцвет постмодернизма.
По форме это три объема, выстроенные по горизонтали, сверху двускатная крыша напоминающая римский портик.
Стены монумента покрыты резными барельефами с изображениями напоминающими чудовищ.
Этот подход напоминает идеи пламенеющей готики, где на фасаде мы видим горгулий и всякую другую нечисть, которые символизируют ужасы мира внешнего, мира земного, но зайдя внутрь храма, мы оказываемся в пространстве света, проходящего через многочисленные витражи и окрашенного в яркие краски стекол. Конечно это не просто свет, это свет неземной, свет божественный, очищающий
Кто был хоть раз в католическом соборе поймет о чем я говорю.
Тут похожее решение, сама конструкция, узкая, темная, покрытая образами чудовищ, но в открытых нишах и проемах видно горы и город в долине, парк и зеленые холмы. Другими словами, жизнь.
Конечно это метафора борьбы света и тьмы, добра и зла.
Богданович целенаправленно спроектировал и расположил монумент так, чтобы обрамить окружающий пейзаж для зрителя.
Таким образом проход внутри памятника имеет особый, трансцендентный смысл. Человек прошедший по коридору внутри мавзолея, как бы проходит через все ужасы войны и в итоге выходит к свету, к миру.
Расположение монумента в пространстве так же неслучайно. Внутреннее пространство мавзолея, совпадает с направлением восхода солнца в день зимнего солнцестояния (21 или 22 декабря). Это событие имеет глубокое символическое значение во многих культурах. Зимнее солнцестояние часто ассоциируется с символической смертью и последующим возрождением солнца. Таким образом, расположение монумента в пространстве, также работает на общую идею.
Еще одна деталь, которая сразу бросается в глаза и заметна еще издалека, это некий портик венчающий всю конструкцию, явная отсылка к римской архитектуре.
Но при чем тут Рим?
Исследователь Александа Йоксимович в статье 2016 года предполагает, что Богданович, возможно, пытался установить связь со своим мавзолеем и храмом Януса из Древнего Рима.
Храм Януса также имел два выхода. Когда ворота двух дверей храма Януса были закрыты, Рим был в мире, в то время как открытые двери означали, что Рим находился в состоянии войны.
В мавзолее Чачака ворот нет, а двери постоянно открыты. Таким образом, возможно, Богданович имел в виду вечную память о событиях войны и готовность отставить свои идеалы в будущем.