Работаю над фильмом о Спомениках. И копаю много информации об этих монументах.
Иногда попадаются прям удивительные смыслы и метафоры.
Так, автор мемориала «Раоник» Младен Маринков, объясняет символизм своего произведения следующем образом:
Это абстрактно-стилизованное изображение плуга задумано как символическая форма, которая «стремится к небу». Что? Плуг стремится к небу?
Смысл этого описания раскрывает цитата из библейской Книги Исайи:
Народы не будут вести войны против других народов и никогда больше не будут готовиться к войне. И будет Он судить среди народов, и обличит многих людей, и перекуют мечи свои на плуги и копья свои на серпы, и не поднимет народ на народ меча и не будут уже учиться воевать.
Удивительные религиозные отсылки, которые совсем не ожидаешь увидеть в монументах эпохи модернизма. С другой стороны, 1985 год, это конечно уже вовсю постмодернизм, а значит мощное разочарование в идеях функциональности и бездуховности модернизма. Поэтому, в данном случае, все как раз, очень логично.
Еще одним интересным моментом является момент технический —сочетание глянцевой поверхности и шершавой, как бы не обработанной. Это популярный прием в скульптуре эпохи ренессанса, обработанный глянцевый мрамор, часто сочетали с грубой, необработанной породой. У того же Бернини этот прием можно встретить довольно часто. Тоже интересная отсылка к, не самому очевидному, референсу.