Это текст про Куала-Лумпур. Но начну его с рассказа про Бали.
Я как-то всегда сторонился Азии. Многие знакомые ездили в Тай, на Бали, да куда только не ездили. Кто-то зимовал в Азии, кто-то ездил на пару недель, но несколько раз в год. Но для меня это всегда была неинтересная часть света, что конечно же больше говорит о моей ограниченности. Когда я попал на Бали, я понял про какой вайб все говорят. Действительно, это атмосфера какого-то пионер лагеря, в декорациях привычных кафе, магазинов и европейского сервиса. Ну и природа, конечно же природа, она прросто невероятная. При этом мне по-прежнему было неинтересно в Азии, не то, чтобы мне тут не нравится, нет, ак раз наоборот. Но находить какие-то интересные темы для изучения мне тут сложновато. Во многом наверное потому, что тут нет привычного пространства города, которое, я так люблю изучать фланируя. Тут вообще люди не ходят, только ездят на байках. Короче, для меня Бали открылось пространством гедонизма и тотального расслабона, но не приобретением новых знаний и неожиданных открытий. Местная религия мне не близка, храмы не то чтобы очень интересные, архитектуры, как таковой нет.
Но когда я попал в Куала-Лумпур мое представление об Азии просто перевернулось с ног на голову. Забегая вперед, скажу, что в Моем топе городов КЛ точно в первой пятерке, может и в тройке. Понятно, что Азия очень большая и разная. Но в целом, мне казалось, что это архаичное общество, традиционная архитектура и все такое. А, ну и граязь и вонь, конечно.
В принципе в Куала-Лумпуре все это есть и это по своему интересно и фотогенично. Но еще есть целые огромные районы, застроенные ультра современными небоскребами и не Лужковско-Собянинскими, а по настоящему интересными, учитывающими среду и контекст, не пожирающие город, а формирующие его. Я первый раз видел такие районы! Следующий шок был — это количество зелени и органичное сочетание ее со стеклом и бетоном. Концепция города-сада реализована в Куала-лумпуре если не идеально, то близко к тому. Это реально настоящие куски джунглей с зарослями и птицами, вокруг 50-80 этажного небоскреба. Это вообще трудно описать, выглядит очень непривычно.
Третий, совершенно неожиданный для меня момент, это модернизм и брутализм 60-x и 70-x. Его так много и он такого высокого качества, что я реально не понимаю, почему про это не пишут книги и учебники (пишут конечно, опять моя ограниченность говорит. Я просто никогда не смотрел в эту сторону). Из-за климата бетон практически в идеальном состоянии. Нет стеклопакетов и вот это всего. Бетон не красят краской, не обвешивают весь фасад кондиционерами и рекламными баннерами. Выглядит просто потрясающе! Для любителей архитектуры середины 20-ого века — это просто находка.
Короче, про что этот текст? Про то, что мир огромный и когда ты думаешь, что что-то знаешь,
есть миллион поводов притушить твое высокомерие и доказать тебе, что ты вообще ничего не знаешь.